искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 1

1—28

вершенств в стремлении к победе и утверждению богочеловека на земле и, наконец, третья, как герой пьесы и его воспитанница, сестренка, живут над землей в каком-то экстазе духовного творчества, верующие в пришествие богочеловека на землю. В столкновениях всех этих лиц, видящих в герое полубезумца-утописта, и разыгрывается действие пьесы. Но видимая победа пошлости не может сломить героя, как не может сломить мысль ни тюрьма, ни виселица. Люди земли просто уходят от него для своих маленьких повседневных радостей. Валерия, его обоготворившая, висящая между небом и землей, уходит от жизни; она не в силах перенести несовершенства земли, и нет достаточно силы духа, чтобы броситься в борьбу для приближения светлой идеи. Герой, оплакиваемый людьми земли, но не сломанный никаким временным поражением, уходит ликующий на улицу к человеку, веря в торжество своей идеи, видя приближение момента, когда не силой оружия и крови будет силен человек и когда будут уничтожены все рогатки и преграды жизни: «не будет государств отграниченных, а мир и единый на нем царь — свободный и счастливый человек». Сестренка же, охваченная страхом пред жизнью и мистическим трепетом, уходит от земли в религию, к Богу.

Пьеса написана раньше, еще при царском режиме. Тогда делались попытки, чтобы провести ее на сцену, но — ввиду содержания — поставить было невозможно, никто не решался взять на себя «ответственность». Но теперь, благодаря вниманию и усилиям труппы Александринского театра, пьеса увидит свет. Пришло время великих побед и великих дерзаний...

Дерзаю и я...

Татиана Майская.