искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 1
1—5

Горе от ума.

А. С. Грибоедову, несмотря на хлопоты и энергичные домогательства, не суждено было видеть свое лучшее произведение на сцене, как не удалось его друзьям провести «Горе от ума» полностью чрез цензурные рогатки в печать. Только через два года после смерти Грибоедова, 26 января 1831 года, в первый раз на сцене Большого театра в Петербурге были даны все четыре действия комедии, конечно, основательно цензурованной и с большими выпусками.
Отдельные сцены «Горе от ума» I акта увидели рампу несколько раньше — 2 декабря 1829 г.  — роль «Чадского» тогда исполнял знаменитый впоследствии Сосницкий, Фамусова играл Борецкий, Софью — Семенова, а воспитанница Монготье выступила в роли Лизы.

После разрешения в 1831 году, «Горе от ума» входит в репертуар столичных театров, и ряд лучших имен русской сцены — Щепкин , Рязанцев , бр. Каратыгины , Мартынов , Мочалов , Самарин , Сазонов , Медведев , Ленский  и др. — пробуют свои силы в ролях Фамусова, Чацкого, Репетилова и др. Долгое время пьесу играют по традициям, по воспоминаниям живых современников, по указанию стариков сцены и любителей театра. Режиссеры мало обращают внимания на самую постановку комедии, а театральная критика занимается больше оценкой игры отдельных артистов или указывают дефекты в исполнении некоторых сцен. И по мере того, как эпоха «грибоедовской Москвы» становилась прошлым, герои «Горе от ума» сходили с жизненной сцены, на комедию начинают обращать особенное внимание, как на произведение классическое, и историки литературы, и театральная критика, и режиссеры театра.