искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 1

 

 

1—35

 

К возобновлению «Фенеллы» Обера на

 

Мариинской сцене.

«Фенелла» возобновляется 7 ноября, в дни празднования годовщины Октябрьской революции. В последний раз «Фенелла» шла у нас 19 января 1917 г., в бенефис оркестра, под управлением А. К. Коутс. Это было возобновление оперы, не шедшей у нас более 25 лет. Роли исполняли в этом спектакле: Кшесинская (немая), Ершов (Мазаньелло), Пиотровский (Альфонс), Бронская (Эльвира, испанская принцесса), Сибиряков (Пиетро), Грохольский (Бурелло), Пустовойт (Морено), Калинин (Лоренцо), Лосев (Селава). Постановка была Н. Н. Боголюбова, мимические сцены и танцы поставлены были Кшесинским.

С исполнением «Фенеллы» 17 января 1917 года у меня связано воспоминание, которое полезно сохранить, как штрих, характерный для того момента перед революцией. До начала спектакля ко мне подошел А. С. Танеев (ныне уже умерший), главноуправляющий собственной канцелярией бывшего императора Николая II. Танеев был близок к музыкальным кругам, как композитор, а в указанную зиму он часто бывал в опере, так как у нас шла его опера «Метель». Танеев обратился ко мне, полушутя, со следующими словами: «Если сегодня вспыхнет революция, вы мне скажите — я лучше уйду раньше конца оперы».

Слова эти находились в связи с историческим фактом. «Фенелла», впервые поставленная в 1828 году в Париже  (в Петербурге первая постановка в 1858 г. ), при исполнении ее в Брюсселе в 1830 году  послужила поводом к революции, закончившейся отделением Бельгии от Голландии. В «Фенелле» дана яркая картина восстания народа под влиянием возмущения,