искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 1

1—13

ее от этой унизительной игры, и она снова получает возможность естественно передвигаться. Но и княжна Екатерина — тоже холопка, если не людей, то тех предрассудков, что царят в ее круге. Родив когда-то незаконную дочь от заезжего французского виконта, она забрасывает ее куда-то на задний двор и не следит за ее дальнейшей судьбой. Только случай открывает ей всю отвратительную действительность: ее дочь у нее же, среди дворни, служит предметом вожделений всех молодых лакеев.

В молодом поколении горит неясная ненависть к былому гнету и холопству. Князь Платон — один из заговорщиков, задумавших государственный переворот. Ему нужны деньги для раздачи людям его полка. Прикидываясь, что все ночи напролет играет в карты, он, в сущности, проводит их с своими сообщниками, разрабатывая план смещения Павла с престола. Машинально он мечет на картах: будет «бит» король или нет. И с какой радостью он летит 12-го Марта, под теплым весенним солнцем, за пятьдесят верст в деревню, к сосланному отцу, чтоб объявить ему свободу и весть о смерти царя! Это будущий декабрист.

А старый холоп, цирюльник Перейденов, проживший в Париже весь период великой революции, по возвращении назад, в Россию, видит, что все попрежнему: смрад прежний, избенки черненькие под снегом скрылись, народ забит по-старому. И все, как и прежде, холопствуют, кто пред своим помещиком, кто перед начальством, кто пред царем. Его старческое сердце не выдерживает, и оно разрывается в самый день цареубийства, под веселое чириканье птиц и шум весенних потоков, что обильно льются с крыш домов и деревьев сада.

П. Гнедич.